Алексей Николаевич ПЛЕЩЕЕВ
(1825-1893)
Дворянин по происхождению, Плещеев всецело связал свою поэзию с жизнью разночинного революционного студенчества, став поэтом некрасовского направления в русской поэзии. Особую славу принесли ему стихотворения «Вперед, без страха и сомненья» и «По чувствам братья мы с тобой», ставшие любимыми песнями революционней молодежи.
Любовная же лирика Плещеева невелика и словно бы стоит в стороне от магистральной темы его творчества. В любовных стихах отчетливее проступают романтические штампы, а то и влияние лирической поэзии Фета, которому Плещеев открыто противостоял на позициях поэзии социальной.
ОТВЕТ Мы близки друг другу… Я знаю, Но чужды по духу… Любви Давно я к тебе не питаю, И холодны речи мои… Не в силах я лгать пред тобою, А правда страшна для тебя… К чему же бесплодной борьбою Всечасно терзать нам себя? В кумирах мне бога не видеть, Пред ними чела не склонить! Мне всё суждено ненавидеть, Что рабски привыкла ты чтить! «Кто истине, верный призванью, Себя безвозвратно обрек, И дом и семью без роптанья Оставит»,— сказал нам пророк… О, верь мне, напрасны упреки: Расстаться нам должно с тобой… Любви мы друг к другу далеки, Друг другу мы чужды душой!… 1846 ПРОСТИ Прости, прости, настало время! Расстаться должно нам с тобой; Белеет парус мой, и звезды Зажглися в тверди голубой. О, дай усталой головою Еще на грудь твою прилечь, В последний раз облить слезами И шелк волос, и мрамор плеч, А там расстанемся надолго… Когда же мы сойдемся вновь, Дитя! в сердцах, быть может, холод Заменит прежнюю любовь! Быть может, дерзко все былое Тогда мы вместе осмеем, Хотя украдкой друг от друга Слезу невольную прольем… Прости же, друг! полна печали Душа моя… Но час настал, И в путь нетерпеливым плеском Зовет меня сребристый вал… 1846
Очень характерны для подобной поэзии и сентиментальный надрыв, и штампы романтической лирики: «мрамор плеч», «шелк волос», и сама неопределенность лирической ситуации: почему необходимо расстаться? Куда, на какой подвиг призывает героя «сребристый вал»? Однако именно эта непритязательность и расплывчатость обеспечивали такой лирике успех в публике.
ЗВУКИ Не умолкай, не умолкай! Отрадны сердцу эти звуки, Хоть на единый миг, пускай В груди больной задремлют муки. Волненья прошлых, давних дней Мне песнь твоя напоминает; И льются слезы из очей, И сладко сердце замирает… И мнится мне, что слышу я Знакомый голос, сердцу милый; Бывало, он влечет меня К себе какой-то чудной силой; И будто снова предо мной Спокойный, тихий взор сияет И душу сладостной тоской, Тоской блаженства наполняет… Так пой же! Легче дышит грудь, И стихли в ней сомненья муки… О, если б мог когда-нибудь Я умереть под эти звуки! 1846 NOTTURNO Ночь тиха… Едва колышет Ветер темные листы. Грудь моя томленьем дышит, И тоской полны мечты… Звуки дивные несутся, Слышу я, в тиши ночной: То замрут, то вновь польются Гармонической волной. Вот вдали между кустами, Свет в окне ее мелькнул… Как бы жаркими устами Я к устам ее прильнул! Ночь бы целую в забвенье Всё лобзал её, лобзал… И слезами упоенья Грудь младую б обливал… Но один я… Грустно, скучно! Огонек в окне погас… Глухо колокол докучный Прогудел полночный час… 1844
Читать дальше — А. Плещеев. Стихи о любви - стр. 2
Главная → Классика