Аполлон Александрович ГРИГОРЬЕВ
(1822-1864)
Начав как поэт романтического склада под сильным влиянием поэзии Лермонтова, Григорьев считал, что для современности характерна «любовь как борьба эгоизмов, любовь-вражда», свидетельствующая о том, что человек сознает свою «личность» и поэтому не желает подчинять себя другому. Это суждение поэта подкрепляется и той характеристикой, которую дал ему В. Белинский: «Пафос лиризма г. Григорьева однообразен и не столько личен, сколько эгоистичен».
Однако этим не исчерпывается поэзия А. Григорьева: в любовных его стихах проступает сложный образ возлюбленной — женщины, которая, подобно «беззаконной комете в кругу расчисленных светил», врезывается в мир человеческих отношений, нарушая его стройность. Пушкинский образ кометы послужил основанием для целого философского построения: борьба, рожденная полетом «невзнузданных стихий неистового спора», даст в конечном итоге «очищенье» и «самосозданье».
К счастью, поэтический талант всегда шире деклараций и философских конструкций. В лучших лирических стихотворениях Аполлона Григорьева звучит волнующая поэзия страсти, полета, увлечения. Особенно следует выделить стихотворный цикл «Борьба».
Александр Блок, высоко ценивший поэзию Аполлона Григорьева, относил ее к «сложным явлениям нашей жизни», в которых «вздрагивают отсветы Мировой Души». Блок писал о Григорьеве как о человеке, «который через любовь свою слышал, хотя и смутно, далекий зов».
Несмотря на незначительный объем подлинно ценного в творческом наследии А. Григорьева, оно оказало заметное влияние на строй русской лирики.
* * * Нет, за тебя молиться я не мог, Держа венец над головой твоею. Страдал ли я, иль просто изнемог, Тебе теперь сказать я не умею,— Но за тебя молиться я не мог. И помню я — чела убор венчальный Измять венцом мне было жаль: к тебе Так шли цветы… Усталый и печальный, Я позабыл в то время о мольбе И все берег чела убор венчальный. За что цветов тогда мне было жаль — Бог ведает: за то ль, что без расцвета Им суждено погибнуть, за тебя ль — Не знаю я… в прошедшем нет ответа… А мне цветов глубоко было жаль… 1842
В основе стихотворения неразделенная любовь поэта к его «крестовой сестре» Лизе — ситуация, знакомая по картине В. Пукирева «Неравный брак».
Доброй ночи
Спи спокойно — доброй ночи! Вон уж в небесах Блещут ангельские очи В золотых лучах. Доброй ночи… Выдет скоро В небо сторож твой Над тобою путь дозора Совершать ночной. Чтоб не смела сила злая Сон твой возмущать: Час ночной, нора ночная — Ей пора гулять. В час ночной, тюрьмы подводной Разломав запор, Вылетает хороводной Цепью рой сестер. Лихорадки им прозванье; Любо им смущать Тихий сон — и на прощанье В губы целовать. Лихоманок-лихорадок, Девяти подруг, Поцелуй и жгуч, и сладок, Как любви недуг. Но не бойся: силой взора С неба сторож твой Их отгонит — для дозора Светит он звездой. Спи же тихо — доброй ночи!.. Под лучи светил, Над тобой сияют очи Светлых божьих сил. Июнь 1843
Читать дальше — А. Григорьев. Стихи о любви - стр. 2