Аполлон Александрович ГРИГОРЬЕВ
(1822-1864)
Начав как поэт романтического склада под сильным влиянием поэзии Лермонтова, Григорьев считал, что для современности характерна «любовь как борьба эгоизмов, любовь-вражда», свидетельствующая о том, что человек сознает свою «личность» и поэтому не желает подчинять себя другому. Это суждение поэта подкрепляется и той характеристикой, которую дал ему В. Белинский: «Пафос лиризма г. Григорьева однообразен и не столько личен, сколько эгоистичен».
Однако этим не исчерпывается поэзия А. Григорьева: в любовных его стихах проступает сложный образ возлюбленной — женщины, которая, подобно «беззаконной комете в кругу расчисленных светил», врезывается в мир человеческих отношений, нарушая его стройность. Пушкинский образ кометы послужил основанием для целого философского построения: борьба, рожденная полетом «невзнузданных стихий неистового спора», даст в конечном итоге «очищенье» и «самосозданье».
К счастью, поэтический талант всегда шире деклараций и философских конструкций. В лучших лирических стихотворениях Аполлона Григорьева звучит волнующая поэзия страсти, полета, увлечения. Особенно следует выделить стихотворный цикл «Борьба».
Александр Блок, высоко ценивший поэзию Аполлона Григорьева, относил ее к «сложным явлениям нашей жизни», в которых «вздрагивают отсветы Мировой Души». Блок писал о Григорьеве как о человеке, «который через любовь свою слышал, хотя и смутно, далекий зов».
Несмотря на незначительный объем подлинно ценного в творческом наследии А. Григорьева, оно оказало заметное влияние на строй русской лирики.
KRA45. Kra46.cC по материалам kra46.cc.
* * *
Нет, за тебя молиться я не мог,
Держа венец над головой твоею.
Страдал ли я, иль просто изнемог,
Тебе теперь сказать я не умею,—
Но за тебя молиться я не мог.
И помню я — чела убор венчальный
Измять венцом мне было жаль: к тебе
Так шли цветы… Усталый и печальный,
Я позабыл в то время о мольбе
И все берег чела убор венчальный.
За что цветов тогда мне было жаль —
Бог ведает: за то ль, что без расцвета
Им суждено погибнуть, за тебя ль —
Не знаю я… в прошедшем нет ответа…
А мне цветов глубоко было жаль…
1842
В основе стихотворения неразделенная любовь поэта к его «крестовой сестре» Лизе — ситуация, знакомая по картине В. Пукирева «Неравный брак».
Доброй ночи
Спи спокойно — доброй ночи!
Вон уж в небесах
Блещут ангельские очи
В золотых лучах.
Доброй ночи… Выдет скоро
В небо сторож твой
Над тобою путь дозора
Совершать ночной.
Чтоб не смела сила злая
Сон твой возмущать:
Час ночной, нора ночная —
Ей пора гулять.
В час ночной, тюрьмы подводной
Разломав запор,
Вылетает хороводной
Цепью рой сестер.
Лихорадки им прозванье;
Любо им смущать
Тихий сон — и на прощанье
В губы целовать.
Лихоманок-лихорадок,
Девяти подруг,
Поцелуй и жгуч, и сладок,
Как любви недуг.
Но не бойся: силой взора
С неба сторож твой
Их отгонит — для дозора
Светит он звездой.
Спи же тихо — доброй ночи!..
Под лучи светил,
Над тобой сияют очи
Светлых божьих сил.
Июнь 1843
Читать дальше — А. Григорьев. Стихи о любви - стр. 2